1.
Дела и слова – как волны в море времени, как песок, зыбучий
песок, рассыпающийся на мелкие частички, разносимый ветром, символ всего
преходящего и ненадёжного, сочащегося сквозь пальцы, ускользающего и неудержимого.
2.
Человек с чёрными крашеными волосами и в строгом костюме
на Армянской улице – наверняка какой-нибудь чиновник, бывший политрук. Его
самоуверенное черты напомнили мне лица государственных мужей. Они все на одно
лицо. Словно клонированные. Клоны прошлого живут вокруг.
3.
Страх однажды не увидеть собственного отражения в
зеркале.
4.
Жесты. Движение кистей и пальцев мне о чём-то напоминало.
Это были жесты голливудского покроя. Они повсюду. Цвета, позы, одежда, слова,
телодвижения повторяются как эхо, а где-то и как заезженная пластинка.
Некоторые настолько прирастают ко всему этому, что начинают называть это
особенностью поколения, а себя – его представителями. Кажется, что для того,
чтобы остаться собой, достаточно вообще не двигаться и не говорить. Скупость
движений и постоянный поиск слов – для меня это признак самости, желания
выбраться из расставленных повсюду клише.
5.
Словарь клише. Я уже готов признать, что избавиться от
клише невозможно. Как знать? Самая романтичная идея – оригинальность без конца.
Но и желание оригинальности в какой-то момент тоже превращается в клише.
Постоянно меняться – вот парадокс. Соединимы ли постоянство с изменчивостью?
Природа доказывает, что – да. Постоянство – залог долгожительства, изменчивость
– залог адаптации. Адаптация для того, чтобы продлить существование – похоже на
естественный закон.
Усвоение клише – средство к сохранению себя в
определённой среде. Оно сродни одежде, которую примеряешь и носишь, пока она не
надоест или не обветшает.
Спасти от клише-зависимости может только самоирония.
Спасти употребление клише может только красота. Возможно,
ещё харизма. Их свойство – ослеплять критический взгляд на вещи. Их эффект –
преклонение или, в свою очередь, – подражание.
6.
Жизнь как диалог себя и мира. Какой привет – такой ответ.
7.
Вот одно из моих ощущений: однажды мне показалось, что я
есть единственный человек на свете, своего рода Адам, окружённый животными,
растениями, людьми, предметами. Как будто всё происходящее вокруг меня – не
реально, но часть какой-то вселенского масштаба игры. Каждое моё слово, мысль,
реакция наблюдаются, регистрируются. Повсюду на разный лад говорят о правилах
этой игры, о её сути, о её составных частях. Своего рода театр одного зрителя.
Смысл в том, чтобы проверить меня на что-то. Внушить идею, создать впечатление.
Суть в том, что я в этой игре активен, наделён возможностями и ограничениями.
Вот другое моё ощущение: однажды мне показалось, что все
люди вокруг и всё живое вокруг – это я. Я прожил, проживаю и ещё проживу сотни
жизней, состояний и форм. Поочерёдно. Одновременно. Суть в том, что в каждый
данный момент временная последовательность сгущается в одновременность. Этими
жизнями я создаю этот мир. Это ощущение возникло из невозможности быть больше
чем одним я, от замкнутости на собственном сознании, ограниченности собственных
ощущений.
8.
Футболисты как святые. Всё очень просто. Я подумал о том,
что мысль – один из видов энергии, которая может передаваться и / или материализоваться.
Я представил себе тысячи футбольных болельщиков, напряжённо следящих за игрой.
Атмосфера стадиона просто наэлектризована от накала эмоций, мысленной энергии,
которая концентрируется на игроках. Я уверен, что после игры они способны
творить чудеса. Как настоящие святые. Потому что в них верят. От них чего-то
ждут.
Футбол как индустрия. Почему человеку необходимы зрелища?
Попытка испытать и увидеть нечто исключительное, что осветило бы собой
повседневность? Человек-играющий – это одно. Человек, следящий за игрой – это
совсем другое. Или то же самое?
9.
Весть о смерти Гарсиа Маркеса в Твиттере. По слухам –
утка Умберто Эко. Всё в духе маркесовского реализма. «Хроника объявленной
смерти» – книга, которая моделирует реальность своего автора.
10.
Писатели как создатели эстетического / литературного /
образного горизонта. Суть литературной критики в том, чтобы всегда быть хотя бы
на сантиметр выше него. Смотреть в буквальном смысле «свысока», так, чтобы
неизбежность горизонта не привела к неизбежности ограничения ясного видения
вещей.
11.
Исключительность в единственном числе – обречённость на
одиночество. Исключительность хотя бы в двух экземплярах – неизбежность
конфликта.
12.
В последнее время всё чаще думаю о феномене иерархии, о
принципах, лежащих в основе человеческого общежития. Закон иерархии начинается
казаться мне универсальным законом, которому подчиняется всё во вселенной.
Главный принцип, который я для себя вывел, это взаимодействие активного и
пассивного начал. Вот основа иерархии: активное выражение воли или пассивное подчинение
ей.
Второй момент: проблема отношений / связей. Мне даже хочется прочитать что-то серьёзное по
этому поводу. Я выделил несколько видов связей, исходя из позиции
субъекта: я – я (романтизм), я – другой (социум, реализм), я – другое (природа, материальный мир), я – божество (отношение к некой
супраструктуре, которая включает в себя все названные элементы). Мне начинает
даже казаться, что связь это то, что
обеспечивает вещам реальность. В отсутствие неё, реальность – пустая абстракция.
Способность установить связь – залог
любого вида знания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий